Youtube буквально завален видеороликами подростковых разборок, режиссерами которых часто являются сами дети. В феномене детской жестокости разбирался «Обозреватель».
Консультантам горячей телефонной линии Международного правозащитного центра «Ла Страда-Украина» в последнее время часто приходится слышать о фактах насилия в школах. Звонки сюда поступают не только от родителей, но и от самих детей.
Недавний случай в одной из киевских школ.
Девочки на перемене избили в коридоре свою одноклассницу. Им помогал мальчик из их же класса. Многие школьники просто стояли рядом и наблюдали за избиением, кое-кто даже подзадоривал бить сильнее. Ни один учитель не вышел из класса, чтобы остановить дерущихся. И только когда девочка упала на пол, громко плача, дети начали расходиться.
Мама девочки пожаловалась классному руководителю, но та только и смогла, что посоветовать перевести девочку в другую школу. Когда же женщина попыталась подать заявление в милицию, отец инициировавшей драку девочки позвонил ей и пригрозил большими неприятностями. Девочкув результате просто перевели в другую школу.
«К сожалению, таких случаев множество, просто в школах не принято привлекать к таким инцидентам общественное внимание. Сама школа предпочитает «замять» подобный конфликт иногда даже до того, как об этом узнают сами родители»,– говорит Анна Шаповал, учитель Полтавской средней школы №4.
Официальная статистика количества случаев насилия в украинских школах не ведется – фиксируются только отдельные случаи «школьных потасовок», после которых дети попадают в больницу или родители пишут заявление в милицию. В то же самое время Youtube завален видеороликами школьных драк.
Психолог горячей линии правозащитного центра «Ла Страда-Украина» Юлия Жаворонкова уверена, что сам факт насилия в подростковом возрасте не всегда связан с неблагополучной ситуацией в семье, в чем часто уверены педагоги. «Такие чувства, как милосердие и совесть приобретаются как раз с возрастом и с жизненным опытом, поэтому в таком возрасте очень сложно призвать школьника следовать всем нормам поведения, когда его, прежде всего, переполняют эмоции», – говорит Юлия Жаворонкова.
Эксперт отмечает, что дети, которые привыкли к вседозволенности и которых чрезмерно баловали, особенно подвержены агрессии. Такие подростки агрессивно реагируют на любое противодействие, с которым сталкиваются, а находить компромиссы их не научили.
«Урок» насилия
Дети занимают «свое» место в коллективе уже со школьной скамьи. Как правило, в классе всегда есть неформальный лидер, но каждый из них проявляет эти качества по-своему.
«Лидеры могут закреплять за собой эту позицию, издеваясь над слабыми или новенькими, также могут привлекать к этому других детей, которые, в свою очередь, боятся не соответствовать своему положению в классе и не хотят оказаться жертвой», – говорит психолог Юлия Жаворонкова.
По наблюдениям экспертов, в школах распространено явление, когда дети из младших классов страдают от издевательств старшеклассников и уже с начальной школы усваивают «урок» насилия. У них формируется прямолинейная картина жизненных правил и они могут воспринимать насилие старших по отношению к младшим как норму.
Юлия Жаворонкова вспомнила один из недавних случаев в своей практике.
«На горячую линию позвонил 8-летний мальчик, которого в школе постоянно обижает одноклассник. Мальчик пожаловался папе, на что отец дал сыну совет: «Слабым быть нельзя! Выживает только сильнейший! Ты обязан дать сдачи!». И подарил малышу кастет времен своей молодости, сказав, что это именно то, что ему поможет. Другими словами – «передал в наследство». А ребенок позвонил со школы к нам в горячую линию и теперь боится признаться отцу, что он не хочет ни с кем драться. Получается, что сами родители учат детей совершать насилие над другими. Конечно, они переживают за будущее своих детей, но почему-то забывают, что насилие порождает только насилие».
Что порождает жестокость
По мнению психолога корни проблемы заложены в окружении, в котором находится ребенок. Очень сложно расти добрым и хорошим, если в семье происходят постоянные конфликты. Обделенных любовью детей часто можно встретить и в состоятельных семьях, где родители забывают о главных качествах, которые нужно прививать ребенку – о любви и доброте. Иногда отец и мать даже не замечают, что семья превратилась в «сожителей», где каждый сам за себя.
«Чувствуя ненависть из-за сложившейся ситуации, ребенок переносит ее в окружающий мир. Это выгладит как месть: «Я несчастлив, значит, пусть другие тоже будут несчастны», – говорит Юлия Жаворонкова.
Негативное влияние также оказывает увлечение компьютерными играми, где дети часто должны красть и убивать, а это явно не способствует развитию милосердия. Где гарантия, что виртуальная реальность не выйдет за рамки действительности, а подросток не продолжит свою игру в школе и не начнет играть в хищника?
«Также причиной может стать элементарное безделье, когда ребенку просто нечем себя занять. Как известно, желание сделать что-нибудь «эдакое запретное» может только притягивать»,–считает психолог.
Зависть – тоже немаловажный фактор. По мнению психолога, если ребенок видит, что у кого-то все получается хорошо, а у него – нет, самый простой способ доказать, что ты не хуже, – это применить насилие.
Глобальные корни проблемы
Психотерапевт и соучредитель Киевского Института гештальта и оргконсультирования Елена Ильченко уверена, что насилие в школе – это проблема государства. По ее словам, в Украине слабо развиты социальные структуры, которые взаимодействуют со школой. К тому же, в стране остро ощущается дефицит социологов, которые бы реагировали на малейшие проявления насилия в школе. Государством не предусмотрена программа, которая бы могла противостоять проявлениям насилия и предупреждать его. Кроме того, психологи, которые работают в школах – часто не знают, что делать в случаях проявления агрессии ребенком, так как не имеют специальной подготовки.
«Если ребенок с 6-7 лет начинает проявлять агрессию – его нельзя ни в чем винить, так как он еще не совсем понимает, что можно делать, а что нельзя. Он должен чувствовать определенные рамки, в которых нужно проявлять те или иные действия»,– считает Елена Ильченко.
По мнению психотерапевта, многие учителя обозлены на образовательную систему, поэтому закрывают на эту проблему глаза.
Магистр практической психологии Ирина Левищенко считает, что если ребенок с ранних лет начнет понимать свою ценность – уровень насилия в украинских школах можно будет снизить почти на 40%. По мнению эксперта, детям с младшей школы необходимо в доступной форме разъяснять, кем он есть и зачем существует в этом мире.
«Много детей не понимают, что человек уже сам по себе уже являет большую ценность. Если школьники начнут это усваивать от авторитетных преподавателей – они не будут опускаться до насильственных способов решения своих проблем»,– говорит Ирина Левищенко.
Как сообщили «Обозревателю» в Министерстве образования, в Украине работают более 19 тысяч практических психологов и социальных педагогов,которые занимаются изучением психического развития учеников школ, а также мотивов их поведения. Однако, выходит, что этого недостаточно…
Прежде всего, нужна системная профилактика, которая должна начинаться со школы. У детей необходимо вырабатывать негативное отношение к насилию. Учителя и родители обязаны объяснять детям, что существуют границы дозволенного. С подростками, которые проявляют агрессию, психологи должны проводить отдельные беседы, пытаться выяснить причину такого поведения и помогать интегрироваться в школьную атмосферу. Главное всегда помнить, что насилие имеет серьезные последствия не только для самих школьников, но и для всего общества в целом.
Наталия Литвинова,
«Обозреватель»
Джерело: http://life.obozrevatel.com/boiling/59416-shkolniki-zhazhdut-krovi.htm
Консультантам горячей телефонной линии Международного правозащитного центра «Ла Страда-Украина» в последнее время часто приходится слышать о фактах насилия в школах. Звонки сюда поступают не только от родителей, но и от самих детей.
Недавний случай в одной из киевских школ.
Девочки на перемене избили в коридоре свою одноклассницу. Им помогал мальчик из их же класса. Многие школьники просто стояли рядом и наблюдали за избиением, кое-кто даже подзадоривал бить сильнее. Ни один учитель не вышел из класса, чтобы остановить дерущихся. И только когда девочка упала на пол, громко плача, дети начали расходиться.
Мама девочки пожаловалась классному руководителю, но та только и смогла, что посоветовать перевести девочку в другую школу. Когда же женщина попыталась подать заявление в милицию, отец инициировавшей драку девочки позвонил ей и пригрозил большими неприятностями. Девочкув результате просто перевели в другую школу.
«К сожалению, таких случаев множество, просто в школах не принято привлекать к таким инцидентам общественное внимание. Сама школа предпочитает «замять» подобный конфликт иногда даже до того, как об этом узнают сами родители»,– говорит Анна Шаповал, учитель Полтавской средней школы №4.
Официальная статистика количества случаев насилия в украинских школах не ведется – фиксируются только отдельные случаи «школьных потасовок», после которых дети попадают в больницу или родители пишут заявление в милицию. В то же самое время Youtube завален видеороликами школьных драк.
Психолог горячей линии правозащитного центра «Ла Страда-Украина» Юлия Жаворонкова уверена, что сам факт насилия в подростковом возрасте не всегда связан с неблагополучной ситуацией в семье, в чем часто уверены педагоги. «Такие чувства, как милосердие и совесть приобретаются как раз с возрастом и с жизненным опытом, поэтому в таком возрасте очень сложно призвать школьника следовать всем нормам поведения, когда его, прежде всего, переполняют эмоции», – говорит Юлия Жаворонкова.
Эксперт отмечает, что дети, которые привыкли к вседозволенности и которых чрезмерно баловали, особенно подвержены агрессии. Такие подростки агрессивно реагируют на любое противодействие, с которым сталкиваются, а находить компромиссы их не научили.
«Урок» насилия
Дети занимают «свое» место в коллективе уже со школьной скамьи. Как правило, в классе всегда есть неформальный лидер, но каждый из них проявляет эти качества по-своему.
«Лидеры могут закреплять за собой эту позицию, издеваясь над слабыми или новенькими, также могут привлекать к этому других детей, которые, в свою очередь, боятся не соответствовать своему положению в классе и не хотят оказаться жертвой», – говорит психолог Юлия Жаворонкова.
По наблюдениям экспертов, в школах распространено явление, когда дети из младших классов страдают от издевательств старшеклассников и уже с начальной школы усваивают «урок» насилия. У них формируется прямолинейная картина жизненных правил и они могут воспринимать насилие старших по отношению к младшим как норму.
Юлия Жаворонкова вспомнила один из недавних случаев в своей практике.
«На горячую линию позвонил 8-летний мальчик, которого в школе постоянно обижает одноклассник. Мальчик пожаловался папе, на что отец дал сыну совет: «Слабым быть нельзя! Выживает только сильнейший! Ты обязан дать сдачи!». И подарил малышу кастет времен своей молодости, сказав, что это именно то, что ему поможет. Другими словами – «передал в наследство». А ребенок позвонил со школы к нам в горячую линию и теперь боится признаться отцу, что он не хочет ни с кем драться. Получается, что сами родители учат детей совершать насилие над другими. Конечно, они переживают за будущее своих детей, но почему-то забывают, что насилие порождает только насилие».
Что порождает жестокость
По мнению психолога корни проблемы заложены в окружении, в котором находится ребенок. Очень сложно расти добрым и хорошим, если в семье происходят постоянные конфликты. Обделенных любовью детей часто можно встретить и в состоятельных семьях, где родители забывают о главных качествах, которые нужно прививать ребенку – о любви и доброте. Иногда отец и мать даже не замечают, что семья превратилась в «сожителей», где каждый сам за себя.
«Чувствуя ненависть из-за сложившейся ситуации, ребенок переносит ее в окружающий мир. Это выгладит как месть: «Я несчастлив, значит, пусть другие тоже будут несчастны», – говорит Юлия Жаворонкова.
Негативное влияние также оказывает увлечение компьютерными играми, где дети часто должны красть и убивать, а это явно не способствует развитию милосердия. Где гарантия, что виртуальная реальность не выйдет за рамки действительности, а подросток не продолжит свою игру в школе и не начнет играть в хищника?
«Также причиной может стать элементарное безделье, когда ребенку просто нечем себя занять. Как известно, желание сделать что-нибудь «эдакое запретное» может только притягивать»,–считает психолог.
Зависть – тоже немаловажный фактор. По мнению психолога, если ребенок видит, что у кого-то все получается хорошо, а у него – нет, самый простой способ доказать, что ты не хуже, – это применить насилие.
Глобальные корни проблемы
Психотерапевт и соучредитель Киевского Института гештальта и оргконсультирования Елена Ильченко уверена, что насилие в школе – это проблема государства. По ее словам, в Украине слабо развиты социальные структуры, которые взаимодействуют со школой. К тому же, в стране остро ощущается дефицит социологов, которые бы реагировали на малейшие проявления насилия в школе. Государством не предусмотрена программа, которая бы могла противостоять проявлениям насилия и предупреждать его. Кроме того, психологи, которые работают в школах – часто не знают, что делать в случаях проявления агрессии ребенком, так как не имеют специальной подготовки.
«Если ребенок с 6-7 лет начинает проявлять агрессию – его нельзя ни в чем винить, так как он еще не совсем понимает, что можно делать, а что нельзя. Он должен чувствовать определенные рамки, в которых нужно проявлять те или иные действия»,– считает Елена Ильченко.
По мнению психотерапевта, многие учителя обозлены на образовательную систему, поэтому закрывают на эту проблему глаза.
Магистр практической психологии Ирина Левищенко считает, что если ребенок с ранних лет начнет понимать свою ценность – уровень насилия в украинских школах можно будет снизить почти на 40%. По мнению эксперта, детям с младшей школы необходимо в доступной форме разъяснять, кем он есть и зачем существует в этом мире.
«Много детей не понимают, что человек уже сам по себе уже являет большую ценность. Если школьники начнут это усваивать от авторитетных преподавателей – они не будут опускаться до насильственных способов решения своих проблем»,– говорит Ирина Левищенко.
Как сообщили «Обозревателю» в Министерстве образования, в Украине работают более 19 тысяч практических психологов и социальных педагогов,которые занимаются изучением психического развития учеников школ, а также мотивов их поведения. Однако, выходит, что этого недостаточно…
Прежде всего, нужна системная профилактика, которая должна начинаться со школы. У детей необходимо вырабатывать негативное отношение к насилию. Учителя и родители обязаны объяснять детям, что существуют границы дозволенного. С подростками, которые проявляют агрессию, психологи должны проводить отдельные беседы, пытаться выяснить причину такого поведения и помогать интегрироваться в школьную атмосферу. Главное всегда помнить, что насилие имеет серьезные последствия не только для самих школьников, но и для всего общества в целом.
Наталия Литвинова,
«Обозреватель»
Джерело: http://life.obozrevatel.com/boiling/59416-shkolniki-zhazhdut-krovi.htm
0 коммент.:
Дописати коментар